| О проекте | Главная | Оставить сообщение | Адрес для связи: tbam1@rambler.ru |

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА

ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ


А. М. Белов

 

            Уже давно предпринимаются попытки оценки уровня интеллектуальных способностей человека или если сказать точнее природных потенциальных интеллектуальных возможностей конкретного человека, что, прежде всего, связано с желанием обеспечить более эффективное обучение и использование в трудовой деятельности населения.

            Термин "интеллект" до сих пор не имеет строгого определения и употребляется в огромном количестве значений. Употребление этого термина в связи с определением природных (генетически предопределенных) потенциальных интеллектуальных возможностей конкретного человека отражает лишь одно из его значений. Исторически сложилось так, что для определения природных (генетически предопределенных) потенциальных интеллектуальных возможностей конкретного человека применяют тесты интеллектуальных умений и навыков, которые фактически могут обеспечить лишь косвенную оценку генетически предопределенных интеллектуальных возможностей. При этом наибольшее распространение получили тесты на определение "коэффициента интеллектуальности" (IQ). Обычно такой психологический тест, включает в себя несколько десятков разнообразных заданий, для решения которых устанавливается ограниченное время (обычно 30 минут). За каждую правильно решенную задачу начисляются баллы. Сумма этих баллов по специальной шкале пересчитывается в "коэффициент интеллектуальности".

            Основные недостатки теста на IQ и ему подобных тестов связаны с тем, что испытуемый должен обладать определенной суммой знаний и навыков и объем и качество этих знаний в значительной мере определяют результаты тестирования, испытуемый должен обладать хорошей мотивацией к прохождению тестирования, так как наличие желания решать разные задачи в течение 30 минут есть далеко не у каждого, так же результаты тестирования сильно зависят от личностных качеств испытуемого, и сравнивать тестовые характеристики имеет смысл для людей, которые росли и развивались в схожих условиях. Установлен факт, что IQ не является постоянной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды и с возрастными изменениями, что не свидетельствует в пользу обоснованности применения IQ для определения природных (генетически предопределенных) потенциальных интеллектуальных возможностей конкретного человека.

            Малограмотный человек, очевидно, не выполнит ни одного тестового задания, хотя его потенциальные умственные способности могут быть довольно высокими.

            Конечно, сам факт того, что человек оказался способен усвоить определенную сумму знаний и навыков свидетельствует в пользу наличия у него определенных интеллектуальных способностей, но с другой стороны отсутствие подтверждения в ходе тестирования наличия этих знаний и навыков однозначно не доказывает, что испытуемый обладает низкими интеллектуальными способностями. Он вполне мог не пройти обучение по определенным направлениям, а то и просто полениться, выполнять задания в течение всего времени тестирования.

            Исходя из изложенного, становится очевидным, что тесты интеллектуальных умений и навыков мало подходят для объективной оценки природных (генетически предопределенных) потенциальных интеллектуальных возможностей конкретного человека. Для оценки генетически предопределенных интеллектуальных способностей необходимы тесты со следующими свойствами:

            1. Тесты должны быть достаточно простыми (если хотите примитивными) для того, что бы их мог выполнять любой человек, включая совершенно необразованных и независимо от его места происхождения, возраста и проживания. В идеале эти тесты должны быть способны выполнить даже животные. Хотя бы наиболее развитые из них.

            2. Потребности времени на выполнение всего теста должны быть минимальными. Никак не больше 3-5 минут, так как больше удерживать внимание большинства людей вряд ли удастся.

            3. Тесты должны исключать возможность улучшения результатов их прохождения за счет тренировок. Относительно небольшое количество тренировок (5-10) должно приводить к фактическому прекращению улучшения результатов тестирования. На проведение тренировок должно требоваться относительно мало времени. Во всяком случае затраты времени должны реально обеспечивать возможность прохождения тренировки перед тестированием любого испытуемого.

            4. Выполнение тестов должно проходить в условиях нехватки времени для обеспечения использования в первую очередь работы на подсознательном уровне и максимально затруднить использование собственно сознания и вместе с ним приобретенных интеллектуальных знаний и навыков.

            Анализ предложенных свойств тестов однозначно приводит к выводу о том, что тесты интеллектуальных умений и навыков полностью не отвечают сформулированным требованиям. Впрочем, так оно и должно было быть, так как изначально тесты интеллектуальных умений и навыков предназначались для оценки уровня усвоенных в ходе обучения знаний, а не потенциальных интеллектуальных способностей человека и применялись они задолго до появления IQ в виде всем хорошо знакомых экзаменов.

            Где можно найти аналоги требуемых тестов? Ответ на этот вопрос, в общем, то очевиден. Их следует искать в экспериментах, целью которых является исследование умственных способностей животных. Причем животных не самых "продвинутых", а любых. В такого рода экспериментах чаще всего используются различные лабиринты.

            По этому в основу теста для оценки генетически предопределенных интеллектуальных способностей человека было предложено положить хорошо проверенный лабиринт, но, конечно с приданием ему соответствующих характеристик и свойств. Специально для реализации теста по оценке коэффициента интеллектуальных способностей на основе лабиринта была создана компьютерная программа, которую можно скачать здесь. Эта программа предлагает быстро меняющиеся лабиринты, пример одного из них приведен ниже на рисунке:

 

 

            В ходе выполнения теста задачей испытуемого является перемещение синего квадрата как можно дальше от центра зеленого поля. При этом синий квадрат можно перемещать только по зеленым и нельзя перемещать по красным квадратам. В ходе тестирования программа меняет случайным образом рисунок красных квадратов с одновременным возвращением синего квадрата в центр зеленого поля. За время тестирования происходит сорок таких изменений. Время между сменами рисунков красных квадратов весьма небольшое, что обеспечивает исключение возможности обдумывания испытуемым предлагаемых ему ситуаций. Предлагаемые программой ситуации из расположения красных квадратов случайны, разнообразны и многочисленны, что исключает, сколько ни будь реальную возможность запоминания их испытуемым.

            Как видно из приведенного описания работы программы тестирования испытуемому для выполнения теста практически не нужны какие-либо специальные знания. В принципе он может быть даже неграмотным. Для выполнения теста так же не нужны и навыки работы на компьютере, так как перемещение синего квадрата обеспечивается за счет нажатия четырех клавиш со стрелками компьютерной клавиатуры. Освоить их использование можно, проведя совсем небольшую тренировку. Все остальные манипуляции с компьютером, включая сообщение испытуемому необходимой информации, может сделать другое лицо. Причем это обстоятельство никак не повлияет на результаты тестирования.

            Программа тестирования имеет специальный режим тренировки, что позволяет любому испытуемому освоить работу, как с программой, так и с клавиатурой, т. е. приобрести требуемый объем необходимых навыков для успешного выполнения теста. Приобретение в ходе тренировки необходимого объема навыков происходит сравнительно быстро, о чем свидетельствует, приведенный ниже типичный график изменения значений коэффициента интеллектуальных способностей с увеличением числа испытаний (тренировок):

 

 

            На приведенном графике видно, что после 9-10 тренировок рост значений коэффициента интеллектуальных способностей фактически прекращается, и наблюдаются лишь колебания значений около какой-то средней величины.

            Возможно, что при очень большом количестве тренировок появится еще один скачек увеличения значений коэффициента интеллектуальных способностей, но вряд ли следует ожидать, сколько ни будь значительного количества тестируемых действительно выполнивших столь значительный объем тренировок.

            Непосредственное выполнение процедуры тестирования настолько просто, что позволяет говорить о реальности выполнения этого теста отдельными животными, конечно при условии их предварительного обучения и соответствующей адаптации оборудования. Реализация этой возможности очень интересна, так как, пожалуй, впервые позволила бы количественно оценить умственные способности людей и животных по единой шкале.

            Коэффициент интеллектуальных способностей определяется, как среднее от результатов сорока попыток переместить синий квадрат за пределы зеленого поля. Коэффициент интеллектуальных способностей будет тем больше, чем дальше от центра зеленого поля удастся переместить синий квадрат в каждой попытке. Большое количество попыток необходимо для того, чтобы каждому испытуемому программа могла предложить как относительно простые, так и сложные варианты лабиринтов из красных квадратов и обеспечить в среднем равные условия прохождения теста разными испытуемыми. Программа предлагает большое количество вариантов (маршрутов) перемещения синего квадрата. Поэтому испытуемый, используя свои интеллектуальные возможности, должен быстро сделать анализ возникшей на экране ситуации и выбрать наиболее рациональный маршрут. Таким образом, чем выше интеллектуальные возможности испытуемого, тем чаще он будет выбирать наиболее рациональные маршруты, тем дальше ему будет удаваться переместить синий квадрат от центра зеленого поля, и тем выше у него будет оцениваться коэффициент интеллектуальных способностей.

            Максимальное значение коэффициента интеллектуальных способностей равно 100 баллам. Поэтому чем ближе к 100 баллам значение коэффициента интеллектуальных способностей испытуемого, тем выше его интеллектуальный потенциал. Программа тестирования предусматривает возможность отправки результатов тестирования в центральный банк данных, что позволит со временем построить распределения значений коэффициента интеллектуальных способностей для различных групп испытуемых. Это позволит делать оценку интеллектуальных способностей не только абсолютно в баллах, но и относительно результатов других испытуемых.

                                                                                                            июнь 2007 года


Скачать программу тестирования коэффициента интеллектуальных способностей.

Выход на главную страницу

Rambler's Top100